Туристический договор

2 июля 2010     Автор: Администратор

СЕМЬ РАЗ ПРОВЕРЬ-ОДИН РАЗ ПОДПИШИ

или что такое туристический договор ?

договорСегодня российского туриста можно встретить в любом уголке земного шара.
Рекламные объявления туристических фирм зазывают приглашениями в самые экзотические путешествия.
В туристическом бизнесе работают тысячи профессионалов и, казалось бы, настало время, когда любая, самая невероятная мечта может быть воплощена.
Но приходит сезон отпусков, и вновь газеты и телепрограммы пестрят историями об исчезнувших туристических фирмах, пострадавших или потерявшихся путешественниках, обманувшихся в своих ожиданиях и потерявших деньги потребителях.
Почему это происходит?
Какие права есть у туриста?
Может ли он себя защитить от недобросовестности турфирмы?

Деятельность по организации отдыха граждан и отношения, вытекающие из договоров на оказание туристских услуг, регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РФ «О защите прав потребителей» и Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Отправляясь в долгожданное путешествие, мы редко задумываемся о юридических формальностях, а содержанию договора с туристической фирмой уделяем не самое пристальное внимание.

Это очень неосмотрительно, ведь Договор, заключаемый с турфирмой, отражает все условия поездки и является основным доказательством достигнутых  Вами договорённостей.  Ни демонстрация рекламных проспектов, ни устные обещания не признаются условиями договора. Все обязательства, которые принимает турфирма по организации путешествия, должны быть закреплены в документах, предлагаемых фирмой при оформлении турпоездки.

Выбрав турфирму, которой вы доверите свой отдых, позаботьтесь о грамотном оформлении ваших взаимоотношений и отражении прав и обязанностей в Договоре на туристическое обслуживание. Отсутствие договора в последствии не позволит вам полноценно защищать свои права в суде. Не спешите ставить свою подпись. Внимательно ознакомьтесь с содержанием договора, и приложений к нему, проследите, чтобы текст договора полностью отражал необходимые условия выбранного тура. Все экземпляры договора должны быть абсолютно идентичны. Имейте в виду, то, что Вы подпишите, является доказательством одобрения Вами   предложенных условий.

Все существенные условия  Вашей турпоездки должны быть отражены в договоре. К существенным условиям договора о реализации туристского продукта законом №132–ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ) относятся:

- полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

- сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

- общая цена туристского продукта в рублях;

- информация о потребительских свойствах туристского продукта – о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

- права, обязанности и ответственность сторон;

- условия изменения и расторжения договора;

- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии. Указанный перечень обязателен для отражения в договоре! Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

О некоторых нюансах  оформления договора поговорим немного подробнее:

Обратите внимание на полномочия лица, подписавшего данный договор. В нем должно быть указано, на основании какого документа действует подписавшее его лицо (устав, доверенность, приказ).

Проверьте, есть ли в договоре информация о турфирме (турагенте, туроператоре), регистрационные, банковские реквизиты, адрес местонахождения и совпадает ли название фирмы в шапке договора и на печати.

Учтите, что название городов, категории гостиниц, маршрут, программа пребывания и прочие существенные условия вашего отдыха обязательно должны указываться в Договоре или Туристской путевке. Туристская путевка является приложением к Договору и его неотъемлемой частью.

Если существенные для вас условия не отражены в договоре (выбранный отель, конкретная экскурсия, другие условия пребывания), обязательно внесите их в договор. Закон “О защите прав потребителей” обязывает фирму предоставить клиентам необходимую и достоверную информацию о товаре (услуге), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Задача туриста – проследить, чтобы эти сведения нашли отражения в договоре.

Турфирма обязана проинформировать туриста об обычаях и специфических правилах пребывания в стране, которую он собирается посетить. Указать все это в договоре невозможно, поэтому необходимые сведения предоставляются в виде брошюры или вкладыша с информацией о правилах пребывания в стране, обычаях местного населения, в том  числе, религиозных и прочих особенностях. Желательно подтвердить подписью или отметкой об ознакомлении, что вы получили эту информацию. Для большей безопасности, требуйте в агентстве максимальные сведения о поездке и специфике пребывания в стране путешествия.

Обязательно ознакомьтесь с пунктами, устанавливающими ответственность за качество услуг во время поездки. Услуги по Вашему туру могут оказывать многие структуры – туроператоры, перевозчики, отели, гиды, но это не значит, что фирма, в которой Вы купили путевку, не несет ответственности за качество экскурсий или питания в гостинице. Согласно законодательству, турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что во взаимоотношениях по перевозке турфирма выступает как Ваш агент по приобретению билета и не может нести ответственности за действия перевозчика (авиакомпании) при полном исполнении своих обязанностей по оплате. Поэтому, если правила перевозки не указаны в авиабилете, их следует специально уточнить.

Если в перечень оказываемых туристических услуг входит оформление въездной визы, данные условия должны быть прямо указаны в договоре. В таком случае турфирма несет ответственность за правильность оформления въездных документов и последствия задержки или отказа в выдаче визы. Если такая ответственность договором не предусмотрена, предъявлять турфирме претензии за отказ в выдаче визы бесполезно. Что касается Вашего загранпаспорта, паспорта Ваших детей, помните, что наличие легального документа, удостоверяющего личность гражданина – это ваша гражданская обязанность. Поэтому, если вас не пропустили из-за неправильно оформленного или подложного загранпаспорта, предъявление претензий к турфирме скорее всего будет безрезультатно.

Договором должна быть предусмотрена обязанность туриста по оплате поездки. После заключения договора изменение стоимости тура без согласования с Вами невозможно. Не забудьте получить документ, подтверждающий факт и сумму оплаты – Туристскую путевку или кассовый чек. Кроме оплаты, турист обязан предоставить необходимые документы для оформления выезда и въезда, ну и конечно, вовремя явиться к вылету. Перечень обязательных документов должен быть отражен в договоре и, при передаче, фиксироваться распиской в получении и возврате. Кроме того, турист обязан соблюдать правила и обычаи страны временного пребывания, указания сотрудников компетентных органов, таможенных, пограничных и прочих служб и следовать рекомендациям работников турфирмы, сопровождающих вас в поездке.

Условия отказа от поездки должны быть предусмотрены договором. Если Вы по собственной инициативе отказываетесь от забронированного и оплаченного тура, Вам придется компенсировать фактически понесенные затраты турфирмы, подтвержденные документально (оплаченное проживание, билеты, консульские сборы за рассмотрение Ваших документов в Консульстве  и др.). Причем размер компенсаций зависит не столько от суммы, уплаченной вами за путешествие, сколько от срока, за который вы предупредите фирму. Если вы надумали отказаться от поездки прямо перед вылетом, то рискуете потерять всю стоимость путевки. Грамотный менеджер обязательно предложит Вам застраховать свои риски  возможной отмены поездки (по состоянию здоровья, например, или  в случае отказа консульства страны выезда  в выдаче визы) на этапе оформления договора.

Договором также должны быть предусмотрены условия расторжения и изменения договора по инициативе турфирмы. Без веских оснований турфирма не может расторгнуть договор, а так же изменять без согласования с туристом программу пребывания и маршрут путешествия, в том числе город и гостиницу или отказать ему в предоставлении туристических услуг. Если поездка не состоялась по вине турфирмы, уплаченные деньги (например, предоплата) должны быть возвращены. Условия замены отеля или изменения программы должны быть прямо оговорены в договоре. Вы имеете право не согласиться с возможной заменой отеля или временем вылета. Если ваш тур групповой, в договоре должны быть указаны условия отмены поездки в связи с недобором группы.

Закончив оформление тура, получите на руки Туристскую путевку и проездные документы, проследите, чтобы условия путешествия, указанные в путевке и авиабилете, не противоречили договору и Вашим договоренностям.

Если ваша поездка не удалась, Вам причинены убытки и моральный вред – защищайте свои права.  Порядок предъявления претензий по качеству услуг должен быть оговорен в договоре, но даже если этого не сделано, турист вправе предъявить претензии к качеству туристского продукта  туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания тура согласно Закону “Об основах туристской деятельности в РФ”. Ограничение этого срока в Договоре неправомерно.   Нередко и туристу, и турфирме гораздо удобнее, иногда – и выгоднее урегулировать возникшую проблему «мирным путем», т.е. в досудебном порядке.

Если фирма не отреагировала на вашу претензию в положенный по закону срок – 10 дней, или, если в добровольном порядке претензия не удовлетворена, потребитель имеет право обратиться  за защитой своих прав в суд по месту нахождения истца или ответчика  или в органы защиты прав потребителей.  Чтобы напрасно не тратить время, нервы и деньги – не забудьте подтвердить ваши требования достаточными (лучше письменными) доказательствами.   Мы готовы помочь Вам в составлении искового заявления и ведении судебного процесса.

Чтобы запланированный отпуск не принес лишних разочарований, юридическая консультация «ТурПраво» рекомендует Вам (при  наличии каких-либо сомнений) провести правовую экспертизу заключаемого договора с турфирмой еще до поездки и внести необходимые, с точки зрения закона, коррективы  в Договор (с помощью наших сотрудников) для получения Вами в итоге качественного и безопасного турпродукта.

Лето уже в продаже: выбирайте туристическое агентство, отнеситесь серьезно к формальностям и хорошего вам отдыха!

Каждый раз, подписывая договор с туристом, менеджер начинающего турагентства задается вопросом — зачем нужен этот договор? Ведь никто его, как правило, особо не читает, а от проблем он все равно не спасет. Это серьезное заблуждение связано с элементарной юридической безграмотностью

Ирина ЗЕЛЬЦЕР,
генеральный директор “ТурПраво“

Метки: , , Рубрика: Советы, Туризм

обсуждение

  1. Ольга:

    Здравствуйте!
    Подскажите,пожалуйста, ремонт в отеле является нарушением условий договора и поводом для претензии? целыми днями пахло краской, сверлили и стучали, не удалось не выспаться не отдохнуть(
    3 раза нас переселяли из номера в номер.
    Менеджер отеля утверждает,что все туроператоры были предупреждены
    спасибо!

  2. Испорченный отдых – понятие достаточно субъективное, и у каждого оно свое. В законодательстве такого определения нет.
    Но вообще, жаловаться можно на всё что угодно – на грязные полотенца в номере или на задержку рейса, на всё, что так или иначе помешало вам хорошо отдохнуть.

    Стандартными заявлениями об испорченном отдыхе являются жалобы на несоответствие отеля, то есть когда вас селят не в тот отель, который вы оплатили.
    Очень часто это обосновывается тем, что другой отель и лучше, и комфортабельнее. Но в любом случае это нарушение, и достаточно существенное.

    В соответствии с законом «О Защите прав потребителя» – за организацию отдыха, полностью отвечает туроператор.

    Весомыми доказательствами испорченного отдыха можно будет считать фото- и видеозаписи, сделанные на месте отдыха, чеки оплаты из гостиницы, а также свидетельские показания соседей по отелю или каких-либо других людей с подписью и датой.

    Прежде всего- нужно смотреть условия договора и от него, собственно, и нужно отталкиваться.

    Вернуть деньги за те неудобства, которые вы испытали во время отдыха, вполне возможно. Многие турфирмы, чтобы не портить свою репутацию, делают разумную компенсацию клиентам после выставления им претензии, копию которой (это обязательно надо сказать , если компенсации не будет)разошлете во все крупные туристические сайты и форумы… Действует :-)
    В остальных же случаях дела рассматриваются в суде.
    По этой теме посмотрите ещё статью тут: https://advokat-pravo24.ru/2010/11/isporchen-otdyx/

  3. Максим:

    Добрый день!
    Ответьте, пожалуйста, можно ли расторгнуть Договор с туристической компанией после оплаты 30 % тура по собственному желанию? Скольдо денег при этом удержит тур. компания?

    С уважением, Максим

  4. Здравствуйте, Максим. Расторгнуть договор согласно гражданского кодекса можно в любое время. Однако необходимо помнить, что туристическая компания наверняка уже понесла какие-либо расходы, связанные с подготовкой Вашей поездки, поэтому скорее всего, всю сумму может и не вернуть. Рекомендую внимательно прочитать договор и всё станет ясно. А если будут затруднения, – обращайтесь на консультацию к нам!
    С уважением, Александр


оставить комментарий или два