Свободная касса
Автомобилисты не любят встреч с гаишниками. Потому что в большинстве случаев эти встречи сулят расставание с деньгами и как минимум гарантируют нервотрепку.
Казалось бы, взаимная неприязнь неизбежна: водителям и инспекторам не за что друг друга любить. Мы нарушаем — они наказывают.
Однако наше общение выглядело бы по-другому, если бы гаишники сами соблюдали установленные для них правила игры: у них обязанностей не меньше, чем у нас с вами.
Так уж повелось, но автоинспекторов не любит никто. Когда вас останавливают на дороге, даже если вы ничего не нарушили, вы все равно чувствуете себя не очень комфортно. Ведь если у инспектора будет плохое настроение, он сможет придраться к чему угодно.
В Европе дорожной полиции вообще практически не видно на дорогах, но при этом водители не нарушают правил. И дело не только в больших штрафах. По пустякам вас останавливать никто не будет, но если вы все же нарушили, то с вами разберутся справедливо, строго, но при этом вежливо.
Вспомните, уважаемые читатели, когда последний раз вас останавливал гаишник, который при этом четко и разборчиво представился, отдал честь, объяснил причину остановки, а на прощание предупредил об опасности на дороге и пожелал счастливого пути? Чтобы на дороге был порядок, а мнение граждан о сотрудниках ГИБДД кардинально поменялось, гаишникам необходимо не только бороться с водителями, но и самим соблюдать правила поведения на дороге, быть вежливыми и порядочными с водителями.
Однако ‘вежливость гаишника’ — понятие условное. Она проявляется не в том, что он сморкается в носовой платок, а не в руку, не перебивая, выслушивает объяснения автомобилиста и называет его ‘глубокоуважаемый’. Вежливость — в беспрекословном следовании всем законодательным и нормативным актам, регулирующим взаимоотношения водителя и сотрудника Госавтоинспекции.
Остановка по требованию
Большинство граждан думают, что автоинспектор имеет право останавливать автомобиль совершенно по любому поводу и без него. На самом деле это не так. Сотрудники ГИБДД имеют право останавливать ваш автомобиль только в случаях, описанных в «Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденном приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 (п. 63).
Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Ранее эти причины регламентировались так же Приказом МВД РФ № 329 от 01.06.98 г. (п. 2), но 3 марта 2009 года этот Приказ был отменен, что развязало руки гаишникам. Как видно из перечня причин, которые действуют в настоящее время, остановить вас могут совершенно по любому поводу и без повода, ведь законного трактования причин остановки просто нет и никто не может помешать гаишнику заподозрить в вас «очевидца правонарушения».
Но сотрудник ГИБДД обязан вам назвать причину остановки четко и разборчиво. Согласно тому же действующему «Административному регламенту…», утвержденному приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185, как только сотрудник ГИБДД подошел к водителю после остановки, он обязан четко и ясно представиться, объяснить причину остановки и только затем попросить документы (пункт 20 Регламента). Если водитель, по мнению гаишника, что-то нарушил, то инспектор должен указать на нарушение и привести статью КоАП.
На протяжении всего разговора с инспектором вы имеете право оставаться в машине, согласно «Административному регламенту…» (п. 70) попросить вас выйти могут в следующих случаях:
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
Однако законодательные акты опять же не регламентируют, какие именно должны быть основания полагать, например, что вы больны. Поэтому Вас могут попросить выйти и без повода.
Проверка документов
Согласно п. 63 того же Регламента, проверять документы у вас имеют право только на стационарных постах ДПС. И если вас остановил гаишник на старенькой машинке, спрятанной в кустах, то теоретически он не имеет права требовать у вас документы (например на перевозимый груз) и если он выпишет вам штраф за отсутствие какого-либо документа, его можно оспорить в суде, т.к. это прямое нарушение «Регламента…». Правда, прецедентов мало, но шанс есть… Однако же согласно пункту 80 Регламента, основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, за исключением документов на перевозимый груз, являются выявление нарушения правил дорожного движения. Поэтому если вы нарушили ПДД — предъявите документы. Но если правил вы не нарушали, просто проверить документы инспектор не может.
Я пью до дна
Если гаишник заподозрил вас в употреблении алкоголя, то он может попросить вас дыхнуть в электронный алкотестер. Сейчас на рынке появилось множество некачественных китайских алкотестеров, которые нередко приходят на помощь сотрудникам ГИБДД. Но Вы имеете право проверить, прошел ли прибор должную метрологическую проверку – к алкотестеру должна прилагаться соответствующая бумага. Попросите у инспектора документы на прибор (на основании пункта 132 «Административного регламента…»). Показания несертифицированного алкотестера не стоят и ломаного гроша. В протоколе так и можно написать «Сертификат на алкотестер отсутствует, поэтому с обвинениями не согласен».
Но даже если прибор законный и имеет все необходимые документы, дуть в него вы совершенно не обязаны и можете отказаться, т.к. алкотестер показывает лишь наличие паров спирта в выдыхаемом вами воздухе, присутствие которых совсем не означает что вы пьяны.
Признать вас пьяным может только специалист по ряду факторов: несвязной речи, неспособностью держать равновесие, особой жестикуляции и пр. Либо вы сами можете сознаться в том, что пьяны.
Но отказаться от проверки вообще вы не имеете права. Хотя нет, право то вы имеете, но это равносильно признанию вас пьяным. Если вы не доверяете инспектору, то можете потребовать отправить вас к наркологу на освидетельствование. Обязательно проверьте наличие лицензии у медицинского заведения, в котором будете проходить экспертизу.
Если же вы и тогда не будете удовлетворены результатом проверки, то имеете право самостоятельно пройти переосвидетельствование в любой из стационарных «наркологий». На это дается два часа — с момента последнего освидетельствования.
Многие считают, что от экспертизы можно отказаться. Да, можно. По КоАП это обойдется вам в лишение прав на срок от полутора до двух лет – так же, как и факт опьянения. Поэтому если вы уверены, что не пили, то от проверки лучше не отказываться. Потом доказать что вы не пили будет намного сложнее.
Кстати, дышать в алкотестер (как и отправляться сотрудником ДПС на медицинское освидетельствование) вы должны исключительно в присутствии двух понятых. Об этом чётко сказано в пунктах 130 и 137 того же «Административного регламента…». Нет понятых — нарушение, которым потом можно смело аппелировать.
Досмотр неизбежен
Иногда сотрудники ГИБДД могут попросить вас открыть багажник, называя это обычным осмотром. Он имеет на это право. Под осмотром понимается визуальное (т.е. инспектор не может прикасаться к вашим вещам) обследование транспортного средства и перевозимого груза без составления актов и протоколов, все остальное называется «досмотр» и согласно статье 27.9 КоАП РФ предполагает составление протокола и наличие двух понятых. Отказ в этом – грубое нарушение служебных обязанностей, на это инспектор не пойдет.
В присутствии понятых будет очень сложно что-либо подбросить (а такие случае не единичны), но если вы заметили в машине незнакомый предмет, ни в коем случае не поддавайтесь на провокации сотрудника ДПС вида «а покажите-ка мне вон ту штучку». Нельзя оставлять свои отпечатки на предмете, который вам не принадлежит и вы уверены, что вам его подбросили. Такой предмет просто занесут в протокол, изымут, опечатают пакет, а дальнейшее покажет экспертиза.
Мелкие пакости
Вас могут остановить из-за обычных мелких нарушений, таких как нечитаемые номера (ст. 12.2, п. 1 КоАП – штраф 100 рублей), разбитая лампочка или негорящий поворотник. Тут лучше не спорить с сотрудником ГИБДД, а заплатить штраф и как можно скорее исправить нарушение. Благо штрафы за мелкие нарушения не велики.
Но вас могут остановить, например, за превышение скорости, которое обязательно должно быть зафиксировано приборами. Тут вы тоже имеете право потребовать у инспектора сертификат на прибор для измерения скорости и если его не оказалось, то позвольте выписать квитанцию на штраф в которой внесите запись – «Сертификат на прибор отсутствует, с обвинением не согласен».
Образцовое поведение
В пособии для сотрудника ГИБДД «Дорожно-патрульная служба» под редакцией бывшего начальника ГИБДД России Владимира Федорова приведен образцовый монолог сотрудника ГИБДД при встрече с водителем:
«Здравствуйте! Старший инспектор ДПС отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД Орловской области лейтенант милиции Ионов. Прошу Вас предъявить водительское удостоверение и регистрационное свидетельство на автомобиль.
Виктор Петрович! Вы проехали перекресток при красном сигнале светофора, хотя приближались к стоп-линии, когда он уже был включен, и имели возможность заблаговременно остановиться. Своими действиями Вы нарушили пункт 6.2 ПДД, согласно которому красный сигнал запрещает движение в данном направлении. Ваши действия вынудили нескольких водителей ТС выполнить экстренное торможение и резко изменить полосу движения, что чрезвычайно опасно.
В соответствии с ч. 4 ст. 115 КоАП РФ вы подлежите штрафу в размере 83 рублей. Ознакомьтесь, пожалуйста, с протоколом и распишитесь. Ваша подпись необходима для подтверждения того, что Вас ознакомили с протоколом, и не означает, что Вы согласны с моим решением. Штраф должен быть уплачен в течение 15 дней. В случае его неуплаты в указанный срок он будет взыскан в принудительном порядке по месту Вашей работы либо посредством обращения на Ваше имущество путем передачи в суд материалов по факту данного правонарушения. Квитанцию об уплате штрафа Вам необходимо представить в течение указанного срока в группу административной практики отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД Орловской области по адресу: г. Орел, Автовокзальная ул., 77, кабинет №29, в любой день с 9.00 до 18.00, кроме воскресенья и понедельника.
Принятое мной решение Вы можете обжаловать командиру взвода ДПС старшему лейтенанту милиции Гришину В. Г., который принимает по тому же адресу по понедельникам, средам и пятницам с 17.00 до 22.00, руководству батальона ДПС либо передать жалобу дежурному нашего батальона в любое удобное для Вас время суток.
Напоминаю, что я старший инспектор ДПС отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД Орловской области лейтенант милиции Ионов, мой личный номер 57 0148.По маршруту Вашего движения на 48-м километре ведется поверхностная обработка дорожного покрытия. Будьте внимательны и осторожны. Счастливого пути!»
Именно так должен происходить разговор сотрудника ГИБДД с водителем, но вы хоть раз слышали такое?
Всем известно, что с гаишниками лучше не спорить.
Цитировать законы при общении с сотрудниками ГИБДД не нужно, но мой совет – возите с собой в машине свежую версию ПДД и КоАП на видном месте. В любой момент вы сможете уточнить в чем вас обвиняют и подтвердить инспектору, что он не прав.
Закончить бы хотелось шуткой Николая Фоменко — Жезл, поднятый сотрудником ГИБДД вверх, означает «Свободная касса». Именно так оно и есть в последнее время. Ведь за любое, даже мелкое правонарушение водители стараются «дать на лапу». Этим мы и разбаловали сотрудников ГИБДД, что теперь без денег вопросы не решить.