Вряд ли найдется более опасный и непредсказуемый транспорт, чем такси.
Шоферы всех стран похожи: они обсчитывают, обманывают и даже грабят, насилуют и убивают своих клиентов. Чего же стоит ожидать, останавливая машину в том или ином городе мира?
Сеул, Южная Корея
Казалось бы, водители такси не могут заблудиться на улицах Сеула, так как их машины оборудованы GPS-навигаторами. Однако некоторые шоферы заменили аппараты на минителевизоры: гораздо интереснее смотреть фильмы, чем отслеживать по спутнику дорогу. В прошлом году городские власти объявили такую практику незаконной и даже назначили штраф в 500 долларов, но суд отменил это решение. Местная полиция считает, что подобные поклонники ТВ в 2008 году стали виновниками 200 аварий, в результате которых пострадали 350 человек.
Совет: Поездка в белой машине обойдется дешевле, но безопаснее выбрать черные такси, которые, как правило, ждут клиентов у дверей отелей. Гораздо реже можно встретить оранжевые машины, зато больше вероятность, что их водители понимают по-английски, а значит, им можно будет объяснить, что не стоит смотреть «мыльные оперы» за рулем.
Мехико, Мексика
На первый взгляд, проблем с такси в Мехико нет: заметные зеленые автомобили вездесущи. Однако столица полна устрашающих историй, связанных с такси — примерно четверть машин пиратские. Их водители работают в жанре «экспресс-похищения»: клиента подвозят к банкомату и под дулом пистолета заставляют снять все средства с пластиковой карты.
Совет: лучше пользоваться услугами только тех такси, которые вызвали для вас служащие отеля. И прежде чем сесть в машину, проверьте ее номер: эти ли цифры сообщил диспетчер?
Дели, Индия
Рынок столичных такси в Индии делят между собой черно-желтые «фиаты» и разноцветные моторикши. Они все обязаны использовать счетчик и соблюдать тарифы, но беда в том, что шоферы игнорируют и то, и другое. Поездка на моторикше более опасна: у этих небольших автомобилей нет ни ремней безопасности, ни даже дверей. Тук-туки (а именно так принято называть в Индии эти многоместные мотороллеры) постоянно попадают в сводки новостей: то шоферы грабят и насилуют пассажиров, то повозки внезапно самовозгораются.
Совет: во многих магазинах лежат специальные карты, по которым можно рассчитать стоимость поездки. А такси попросите заказать метрдотеля вашей гостиницы — он наверняка позвонит в одну из двух самых солидных и надежных работающих в Индии компаний.
Йоханнесбург, ЮАР
Во времена апартеида на микроавтобусах ездили на работу пролетарии, а сейчас эти машины превратились в маршрутные такси, которые можно встретить практически везде. Но ими явно не стоит пользоваться тем, кто страдает клаустрофобией: в салон, рассчитанный на 10 мест, набивается обычно человек 20. Впрочем, и всем остальным стоит подумать, прежде чем сесть в такой фургончик: водители предпочитают не вспоминать о ПДД и ездят на сумасшедшей скорости.
Совет: и на черном континенте действует обычное правило — обращайтесь к сотруднику на ресепшене отеля, он поможет вызвать такси солидной фирмы с застрахованным водителем.
Лима, Перу
Голосуя на улице, вы буквально сами напрашиваетесь на то, чтобы вас обокрали или изнасиловали. Госдепартамент США сообщил, что в 2007 году в такси был ограблен даже сотрудник американского посольства. С чем это связано? Дело в том, что в этой стране стать шофером такси может любой, кто купит или просто возьмет в аренду автомобиль и поставит на него табличку. Причем многие иногородние водители знают город гораздо хуже туристов.
Совет: сотрудники отеля наверняка помогут решить проблему и вызовут надежное такси. Но не забудьте проследить, чтобы водитель заблокировал двери, ведь вооруженные грабители нередко запрыгивают в машины, стоящие на перекрестке.
Каир, Египет
На эти черные «фиаты» страшно смотреть, даже когда они стоят на месте. У многих ветхих автомобилей нет фар, некоторые части кузова заменены на «неродные» и некрашеные. Впрочем, если вам доведется ехать в подобной машине, вы наверняка забудете о таких мелочах. Шоферы считают правила ненужной формальностью, любят управлять машиной, небрежно держа руль одной рукой, и даже ночью предпочитают не включать фары.
Совет: лучше остановите выбор на «желтых» такси одной из трех фирм — работающие на таких машинах водители обучены лучше «чернофиатных» коллег.
Бангкок, Таиланд
Садясь в трехколесный тук-тук, вряд ли стоит искать в нем ремни безопасности. Это транспорт не для слабонервных: хрупкие моторикши на огромной скорости врезаются в плотный поток машин, так что у пассажиров только ветер свистит в ушах (ведь дверей-то в этом виде транспорта тоже не предусмотрено). По дороге водитель будет стараться завести вас в различные магазины, рестораны и массажные салоны — от хозяев этих заведений он получает комиссионные за каждого клиента.
Совет: от разноцветных машин такси в тайской столице рябит в глазах. Говорят, что самые многоязычные водители ездят в зеленых автомобилях. Сев в салон, обратите внимание на счетчик. Если он не работает, а водитель и не думает его включать, лучше поискать другое такси.
Манила, Филиппины
Сесть в одну машину с незнакомым человеком — плохая идея в любом месте, но в этом городе особенно, ведь ограбить тех, кто сидит на заднем сиденье — одно из самых распространенных преступлений. Прежде всего, не стоит садиться в машины, припаркованные вдоль боковых улиц. И если даже на пассажира никто не напал, жизнь несчастного сидящего в салоне все равно в опасности: несмотря на удушливо-жаркий климат, автомобили не оборудованы кондиционерами.
Совет: обратитесь к сотрудникам отеля, чтобы они не только вызвали машину, но и проверили у водителя ее номер и лицензию.
Джакарта, Индонезия
С тех пор как в 1990-х годах были запрещены велорикши, индонезийские улицы оккупировали мототакси. Власти совершенно не в состоянии регулировать эту миниотрасль. И как результат — водители регулярно грабят пассажиров и сами страдают от автоугонщиков. Хотя шофер должен носить шлем и иметь запасной для пассажиров, никто о таких тонкостях не вспоминает.
Совет: берегите здоровье! Пользуйтесь четырехколесными средствами передвижения!