Розыск пропавшего багажа
Здравствуйте.
Осуществлял перелет из Джакарты в Санкт-Петербург 27.07.16г.
До Пекина через Куала-Лумпур малазийскими авиалиниями рейсы MH0716 и MH0360. Далее из Пекина до Санкт-Петербурга с посадкой для дозаправки в Красноярске — Уральскими авиалиниями, рейс U6 862.
Прибыв в Пулково 28.07.16г, после разгрузки на ленте своего багажа не обнаружил. Обратился на стойку розыска багажа, где составил краткую опись и получил бланк с номером заявки на розыск. В течении 5 дней прозванивал, узнавая о результатах розыска, где мне поясняли, что ответа из аэропорта Пекина пока не получено. 3 августа в службе розыска багажа мне сказали, что прошло 5 дней, и теперь к розыску багажа должна подключаться авиакомпания перевозчик.
Прозвонив по телефонам в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге и в Москве, везде получил отказ, который был мотивирован тем, что этим компания не занимается, это работа аэропорта. Хотя согласно международным правилам, как сказали в аэропорту, через 5 дней компания должна подключаться к розыску, и проблему потерянного багажа обязан решать последний авиаперевозчик.
Посоветуйте пожалуйста, по поводу моих дальнейших действий. На сайте прочел, что если в течение пяти дней с момента составления акта розыска ничего не найдено, пассажиру предлагают составить подробный список того, что было в чемодане.
Куда обращаться и что предпринимать?
Спасибо за помощь.
Константин, Санкт-Петербург
Здравствуйте, Константин. Вот по этому вопросу есть хорошая подробная информация. Думаю, будет полезна вам и тем, кому ещё «повезёт» таким образом.
ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОТЕРЕ БАГАЖА
Если вашего багажа нет уже подозрительно долго, то необходимо обратиться к представителю перевозившей вас авиакомпании или к сотруднику стойки розыска багажа Lost & Found, которая есть практически в каждом международном аэропорту. Там надо заполнить акт розыска багажа. В нем указываются внешние приметы чемодана: форма, цвет, материал, данные об именной бирке, наличие или отсутствие колесиков и ручек. Пассажир также должен предъявить представителю авиакомпании отрывной талон багажной бирки, наклеенный на обложку авиабилета. Акт необходимо составить в двух экземплярах – один направить руководству авиакомпании, второй оставить у себя, на всякий случай. У сотрудника авиакомпании, который помогал составлять акт, не лишним будет взять телефон – не исключено, что с поиском багажа возникнут проблемы.
Кто ищет
Большинство международных авиакомпаний подключены к системе мирового поиска багажа. Поэтому составленный на компьютере акт сразу вносится в общую сеть поиска World Tracer, где система начинает искать соответствия между заявкой пассажира и информацией о найденном багаже. Пассажиру на руки выдается распечатка с номером заявки на розыск. Как только система показывает, что багаж найден, и указывает место его нахождения, сотрудник Lost & Found выясняет, через какое время багаж может быть доставлен, и информирует об этом пассажира. Как правило, багаж присылается ближайшим авиарейсом, а в случае, когда это занимает несколько дней, служба авиакомпании обеспечивает доставку на точно указанный адрес, оставленный пассажиром.
Сколько ждать
Максимальное время поиска – 21 день. Как правило, багаж отыскивается гораздо раньше. Если в течение пяти дней с момента составления акта розыска ничего не найдено, пассажиру предлагают составить подробный список того, что было в чемодане. Этот список также вносится в общую систему поиска, и в 99% случаев багаж находится. А если за три недели его так и не нашли, багаж считается утерянным или украденным.
Кто виноват
Наиболее распространенная причина утери багажа банальна – оторвалась бирочка, которая крепится на чемодан или сумку при регистрации на рейс в аэропорту. Если это случилось при транспортировке или перегрузке с рейса на рейс и определить, на какой самолет чемодан должен был быть погружен и кто его владелец невозможно, багаж передается в отдел Lost & Found. Хуже, если сумка потерялась при перелете с несколькими посадками или на разных авиакомпаниях. В этом случае может быть виноват, например, компьютерный сбой в системе регистрации или в системе погрузки. Это усложняет поиски. Бывает, что просто ошибся грузчик. Совсем безнадежный случай – если кому-то приглянулся ваш чемодан.
Кто поможет
Нелегко оказаться в чужой стране, не имея при себе ни смены белья, ни зубной щетки, ни бритвы. Помочь в этой ситуации вам могут сотрудники авиакомпании. По закону они не обязаны оплачивать пассажиру покупку вещей первой необходимости, но редко кто из авиаперевозчиков рискует так портить себе репутацию. Солидные авиакомпании нередко сразу предлагают пассажиру деньги на все эти покупки – как правило, не более 250 долларов. Но основная масса авиаперевозчиков рассчитывается после того, как багаж нашелся. Для получения вынужденно потраченных вами денег задним числом понадобится представить авиакомпании чеки на покупки, сделанные в первый день после составления акта о потере багажа. Стоимость приобретенной одежды возмещается только на 50%.
Кто заплатит
Если за 21 день ваш багаж не нашли, авиакомпания обязана оплатить материальный ущерб. Компенсации за утерю и задержку багажа регулируются Варшавской конвенцией и Гаагским протоколом, которые имеют приоритет над местными законами в отношении международных перевозок. Компенсация за полностью утраченный багаж рассчитывается по принципу 20 долларов за 1 кг веса. Общий вес определяется по багажному талону, который обычно крепится на авиабилете. Если чемодан по каким-либо причинам не был взвешен, то его вес оценивается в 35 кг. Компенсации также выплачиваются и за утерянный багаж, провозимый в салоне самолета, но расценки тут другие – 400 долларов вне зависимости от веса. По тем же тарифам оплачивается поврежденный багаж. В правилах авиаперевозчика пассажирам рекомендуется перевозить документы, деньги, лекарства, ключи, хрупкие вещи, антиквариат и драгоценности в ручной клади. Практически все авиакомпании заранее предупреждают, что не несут ответственности за потерю этих вещей.
Кто ответит
Если вы согласны с тем, что 1 кг вашего багажа стоил 20 долларов, то можете спокойно наслаждаться отдыхом. Если же вы везли с собой блузку Hermes и туфли Prada, то вряд ли вас удовлетворит подобная «щедрость» авиакомпании. Решить проблему можно несколькими путями. Для начала нужно предъявить авиаперевозчику претензию, сопроводив ее письмом, в котором вежливо объясняется, что вы очень расстроены тем, что вашу рубашку стоимостью 2 тыс. долларов не просто порвали по дороге, но и оценили в 1% ее стоимости. Очень важны сроки подачи претензии. Если испорченный багаж вам выдали в аэропорту, направить претензию нужно не позднее 7 дней с момента получения вещей. Если искореженный чемодан вам привезли домой или в офис, срок увеличивается до 21 дня с момента доставки. При утрате багажа претензия подается в течение 18 месяцев. Если вам повезет и авиакомпания проникнется к вам состраданием, то можно получить в качестве компенсации до 5 тыс. долларов. Ну а если нет, авиаперевозчик должен отказать вам письменно. С этим отказом, а также экземпляром претензии можно обращаться в суд. Подавать иск можно в течение двух лет с того дня, когда багаж должен был прибыть в аэропорт назначения. Юристы утверждают, что практически всегда судьи становятся на сторону пассажира. В конце концов они ведь тоже иногда бывают пассажирами…
При подготовке материала использовались данные пресс-cлужбы авиакомпаний: British Airways, Lufthansa, «Трансаэро», международный аэропорт «Шереметьево» и Конфедерация обществ потребителей (КонфОП).
Кто чаще всего теряет
Ассоциация европейских авиаперевозчиков (AEA) периодически публикует отчеты о надежности и пунктуальности авиакомпаний. По итогам 2004 года европейские авиаперевозчики потеряли в среднем 13,9 единицы багажа из расчета на 1 тыс. пассажиров. Около 85% потерянного багажа было найдено и доставлено пассажирам в пределах 48 часов. Реже всего в прошлом году теряли чемоданы итальянские и турецкие авиакомпании. «Лидерами» признаны такие «гранды», как голландская авиакомпания KLM Royal Dutch Airlines и английская British Airways. Правда, не во всех случаях потерь были виноваты именно эти авиакомпании. Дело в том, что при транзитных рейсах проблему потерянного багажа обязан решать последний авиаперевозчик, независимо от того, кто допустил оплошность. У указанных компаний очень много стыковочных рейсов с другими авиаперевозчиками, так что все грехи партнеров им приходится брать на себя.