После вступления в законную силу Федеральных законов от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25-ФЗ » О муниципальной службе в Российской Федерации», актуальным стал вопрос соблюдения государственными служащими ограничений . Об этом же свидетельствуют и проводимые в последнее время прокуратурой проверки соблюдения законодательства о гражданской службе.
Об этом же свидетельствуют и проводимые в последнее время прокуратурой проверки соблюдения законодательства о гражданской службе.
В связи с чем участились обращения граждан в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области по вопросу возможности государственных и муниципальных служащих выступать в качестве учредителей некоммерческих организаций.
Необходимо отметить, что обеспечению законности и пресечению коррупционных проявлений со стороны государственных служащих способствуют установленные для них запреты.
В их числе — запрет на совмещение государственной гражданской службы с предпринимательской деятельностью, на участие в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Однако, следует иметь ввиду, что законодательством в отношении лиц, занимающих должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления не установлено запрета выступать учредителями некоммерческих организаций.
Согласно статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
При этом некоммерческая организация не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками (учредителями).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
Исходя из положений статьи 13 и 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредителями некоммерческой организации могут выступать физические и (или) юридические лица, принявшие решение о ее создании.
Сведения об учредителях некоммерческой организации представляются в уполномоченный орган только один раз — для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании.
Действующим законодательством не предусмотрено изменение состава учредителей в процессе деятельности некоммерческой организации после ее государственной регистрации. После создания и государственной регистрации некоммерческой организации ее учредители приобретают статус участников, членов либо собственников некоммерческой организации. Это зависит от того, в какой организационно-правовой форме создана та или иная некоммерческая организация. Вопросы о приеме конкретного лица в некоммерческую организацию и исключения из ее состава решаются в соответствии с положениями, прописанными в ее учредительных документах и оформляются решением соответствующих руководящих органов.
В некоммерческих организациях, не основанных на членстве (фонды, автономные некоммерческие организации), а также в учреждениях права учредителя по управлению и надзору за деятельностью некоммерческой организации, право собственности на имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, могут быть переданы лицам, не являвшимся учредителями и не участвовавшим в принятии решения о создании некоммерческой организации. То есть эти лица не могут именоваться учредителями и сведения о них не подлежат внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.
При подтверждении полномочий лиц, не являющихся учредителями некоммерческой организации, в том числе собственников учреждений, необходимо исходить из документов, подтверждающих переход прав по управлению и надзору за деятельностью некоммерческой организации, права собственности на имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления.
Из сказанного выше следует, что государственные и муниципальные служащие могут выступать учредителями некоммерческой организации.
Источник: Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области
Юрисконсульт Кожеваткин Андрей Владимирович