Контент-провайдера наказали за навязывание подписок
ООО «РМ-Инвест», осуществляющая рассылки абонентам «Билайна», уличили в обмане потребителя – контент-провайдер подключал подписку без согласия клиента, а оператор связи списывал с них порой тысячи рублей. Принятое Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области решение поможет многим обманутым пользователям мобильной связи отстоять свои права.
Внедренная около года назад новая технология работы многих контент-провайдеров основана на «пассивном» согласии абонентов. На неком сайте размещаются условия подписки на информационные услуги (чаще всего – доступ к эротике или иному контенту сомнительного содержания), абонент вводит свой номер и получает SMS-уведомление. Если в установленный срок пользователь не пошлет сообщение об отказе от подписки (порой тоже платное), он считается подтвердившим свое желание на получение услуги.
Жертвой подобной схемы стала Ольга Овчинникова. ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн»), клиентом которого она являлась, списал с нее в сумме 1100 рублей за некую подписку. По утверждению контент-провайдера, именно абонент зашел на сайт «любителей тестов» и ввел свой номер телефона. После этого он получил SMS-сообщение с кодом доступа, ввел его на сайте для подтверждения условий. Поскольку в течение суток клиент не отказался от подписки, с него стала взиматься плата.
Однако сама Ольга Овчинникова отрицала доводы компании – факт ввода номера своего телефона и кода доступа. Она подала жалобу в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, указав, что согласия с правилами предоставления услуги контент-провайдера не давала.
Руководство надзорного ведомства поверило доводам абонента. За обман потребителя ООО «РМ-Инвест» было привлечено к административной ответственности – штрафу в 10 тысяч рублей.
Попытка компании оспорить постановление о наложение санкций не увенчались успехом. Арбитражный суд пришел к выводу, что факт ввода Ольгой Овчинниковой кода доступа и ее согласия на предоставление услуги «подписка» не подтвержден. Следовательно – со стороны абонента отсутствует акцепт (согласие на заключение) договора. «Кроме того, из содержания представленных договоров прямо не следует, что после истечения времени бесплатного доступа (одни сутки – 24 часа) автоматически предоставляется платный доступ, от которого можно отказаться только в случае направления на короткий номер SMS-сообщения со словом «STOP»; порядок снятия с лицевого счета денежных средств не описан. Таким образом, доказательств того, что стороны согласовали условия предоставления услуги «Подписка», а равно и того, что акцепт был полным и безоговорочным, материалы дела не содержат», – заключил суд.
Как сообщила журналисту «Фонтанки» сама пострадавшая, контент-провайдер и оператора связи в добровольном порядке вернули ей спорную сумму.
Ольга Овчинникова – не единственный абонент «Билайна», пострадавший от деятельности партнеров этого оператора. Причем узнать даже название и иную информацию о якобы оказанных услугах клиенту порой удается только в суде, а списания происходят даже если абонент письменно уведомил сотовую компанию о нежелании пользоваться услугами третьих лиц.
Напомним, что эксперты «Фонтанки» также считают «пассивное» согласие недостаточным для заключения договора. Вынесенное арбитражным судом решение подтверждает эти доводы.
Источник: https://spbgid.ru/index.php?news=217244